История стилей причесок.
Каждый известный ныне стиль причесок имеет интересную историю. Как раз условия появления, нравы, эстетические вкусы и взгляды конкретной эпохи, что отражала прическа как один из главных показателей статуса человека, сформировали отличительные черты того или иного стиля причёски.
А значит, знать прошлое стиля причесок необходимо, ведь история конкретного стиля причесок укажет на уместность причёски в данном стиле, а также на ещё нераскрытый потенциал стиля причесок, возможность его сочетания с другими стилями причесок. Усовершенствования сегодня.
Итак, история стилей причесок приблизительно равна истории существования человека разумного, который впервые задумался о стиле своей причёски, желая стилем причёски привлечь внимание противоположного пола и подчеркнуть особый статус в роду, общине и т.д. Так, древнеегипетская знать предпочитала пышные, декорированные благородными металлами причёски в форме трапеции (египетский стиль), а представители народа были скромны и сдержаны в выборе стиля своей причёски. Главная черта причесок и высших, и низших слоёв населения Египта, выполненных в египетском стиле причесок, – это геометрически точные пропорции, строгие линии причёски в египетском стиле.
Достигнуть несменных идеальных форм причёски в египетском стиле позволяли парики: фараона отличала прическа египетского стиля в виде огромного парика с мелкими косичками и трубчатыми локонами, а его вассалам надлежало носить маленькие парики круглой формы, где скрывалась короткая стрижка – прообраз каре. Египетский стиль причёски увековечила великолепная и неприступная Нефертити.
Глубокие лирики греки, не приемлющие строгих и лаконичных форм в причёске, избрали более романтичные локоны и роскошные украшения волос: диадемы, обручи, ленты, бусы. С культурным развитием Греции сформировался и греческий стиль причесок, выбирая который и сегодня женщины делают прямой пробор, гладко зачёсывают волосы назад, на затылке скрепляя в интригующий узел.
Неотёсанные варвары-римляне, разрушившие эстетически развитую Греческую империю, изначально полностью наследовали греческий стиль причесок. Однако со временем мастера Древнего Рима определили и свой римский стиль причёски, отличающийся удобством и простотой в уходе за волосами и создании причёски в римском стиле. Римский стиль причесок наследуют и в 21-ом веке девушки, которые приветствуют отсутствие чёлки, отчётливые вертикальные проборы, множество мелких косичек, закреплённых на затылке.
Строгость римского стиля причесок с началом длинной эпохи Средневековья (V-XIV вв.) достигла своего апогея. Ведь тотально контролировавшая все сферы человеческой жизни церковь указывала на аскетичный стиль причесок, поэтому в укладке волос преобладали простота до примитивизма и лаконичность до безвкусицы.
Хотя, несмотря на религиозные запреты ходить только с покрытой головой, женщины демонстрировали красоту длинных распущенных прямых волос или закрученных кудрей (волосы завивали с помощью щипцов и разогретых палочек) в стиле рыцарской романтики.
Устав от унизительных ограничений церкви, философы Возрождения за спасением и культурным развитием обратились к ценностям Древних веков. Поэтому в эпоху Ренессанса (XIV-XVI вв.) в моду возвращаются греческий и римский стили причесок, которые становятся более сложными по структуре и дизайну. Потому что парикмахеры, наслаждаясь долгожданной свободой творчества, стали сооружать поражающие размерами и красотой причёски, декорированные драгоценными камнями, лентами дорогих тканей, нитями благородных металлов, перьями и т.д.
Поэтому уже в эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.) невообразимые идеи мастеров парикмахерского искусства образовали новый художественный стиль причесок – барокко, основанный на греческом стиле причесок. Примечательный пафосом роскоши стиль барокко начал своё триумфальное завоевание Европы с Испании.
Уже в середине XVII века темпераментные и экстравагантные испанки всех возрастов щеголяли в объёмных прическах в стиле барокко, напоминающих уникальные скульптуры под шляпкой-беретом. Женские причёски стиля барокко были настолько высокими, что миниатюрная леди не умещалась в карете, поэтому по дорогам Европы с тех пор колесили экипажи с откидными крышами. Каркас причесок стиле барокко формировала проволока, на которую накладывались прямые и волнистые локоны, ослепляющие серебром и золотом.
Заметно упростил по форме и содержанию женские причёски стиль рококо. В первую половину XVIII века парикмахеры мужчины ценили в женской причёске в стиле рококо грацию линий, кокетство локонов, скромность украшений. Поэтому главными признакам причесок в стиле рококо являются: маленький размер, естественный цвет волос и трубчатая форма локонов.
Если такие стили причесок, как барокко и рококо, в эпоху Возрождения и Просвещения вернули традиции греческого стиля причесок, то появившийся в XVIII веке стиль причесок классицизм основывался на канонах римского стиля причесок. Второй выход в свет римского стиля причесок теперь уже в XIX столетии объясняет и появление женских коротких стрижек (на подобие каре Нефертити) с завитыми прядями на концах. Классицизм, как ведущее направление в парикмахерском искусстве того времени, отличался принципом укладки волос в форме диадемы, шикарный вид которой придают спиральные локоны.
Именно локоны – мелкие и крупные, плоские и объёмные, волнистые и спиральные – стали предметом конкуренции между такими популярными стилями причесок, как классицизм и ампир. В отличие от стиля причесок классицизм, стиль причесок ампир примечателен наличием высоко оформленной чёлки, особой укладкой локонов (в виде картины) и декором массивными заколками, обручами с камнями, жемчугом, цветами под загадочной вуалью.
Революционные события второй половины XIX века, произошедшие в ведущих странах Европы, кардинально изменили досуг человека и стиль его причёски. Новые открытия и широкомасштабное развитие тяжёлого машиностроения, промышленности и т.д. потребовали практичной и простой причёски от рабочего. Поэтому актуальным тогда стал эклектический стиль причесок. Эклектика формирует короткий прямой пробор и туго затянутый жгут из длинных волос или короткую геометрическую стрижку.
Именно благодаря удобству и простоте укладки эклектический стиль причесок, который ввёл женскую стрижку «мальчик», был доминирующим во время Первой Мировой Войны, когда женщины вынуждены были осваивать типично мужские профессии, поэтому заботиться о своей красоте в период массовых разрушений, убийств, страданий и т.д. девушке в начале XX-го века было не для кого, не было времени и сил.
Убитых горем женщин тогда успокоила известная американская певица Мэри Гарден, которая сказала: «Стрижка – это состояние ума, а не просто способ что-то cделать с волосами… Я думаю, что длинные волосы — это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе».
Позже прическа в «стиле от Мэри Гарден, Коко Шанель» преобразовалась в знаменитый и сегодня «боб» (в переводе с англ. – «короткая женская стрижка»), или на французский манер – «гарсон» (т.е. «мальчик»), а по-немецки – «бубикопф»: укороченные по одной линии волосы до скул.
Что ж, стили причесок начинали своё формирование с примитивной простоты, день за днём, из века в век совершенствовались усложнением и совмещением элементов нескольких стилей причесок и, казалось, завершили свою историю всё той же обыденностью. Ведь Первую Мировую Войну воспринимали как конец света, однако на самом деле она дала начало для становления новых стилей причесок.
Стили причесок от голливудских звёзд
Конец XIX века достижениями технической мысли перевернул представления человека о его возможностях, особенно в видах искусства, в том числе в парикмахерском. Так, подлинную революцию в мире изобразительных искусств свершили братья Люмьер, представив в 1895 году чудо – жизнь в движении на плёнке, но пока безмолвную.
Кино мгновенно захватило весь мир и стало главным развлечением: как сильных мира сего, так и управляемого ими народа. Буквально все и каждый житель планеты был окрылён сокровенной мечтой попасть в маленький экран и стать легендой, поэтому начало XX-го века ознаменовалось появлением «Фабрики Грёз», где легко воплощались самые сумасшедшие идеи парикмахеров.
Именно неприступный Голливуд способствовал возникновению новых стилей причесок и преобразованию старых стилей женских причесок. Отныне стили причесок стали персонифицированы, т.е. при появлении нового стиля причесок говорили: «стиль причесок от…»
Хотя без изобретений в парикмахерском искусстве стилистам вряд ли удалось вернуть ощущение красоты в послевоенное время прекрасному полу и создать стили причесок.
А воспроизвести красоту из волос помог француз Марсель, представивший в 1881 году щипцы для горячей завивки, которую, начиная с 1884 года благодаря немцу Фишеру, можно сделать химическим методом.
Поэтому многие первые богини кино демонстрировали причёски в своеобразном стиле: копна волос, аккуратно разделенных на 18 тугих локонов. Со временем причёски стали делать более гладкими в стиле 20-х гг. ХХ-го века: прямой пробор, зачёсанные в пучок волосы. Модные тогда причёски в стиле «кабаре» светские львицы украшали нитками бус, декорированными камнями гребнями, шелковыми и бархатными лентами, выразительными бутонами. В то же время на подиум выходит темноволосая женщина-вамп, образ которой подчёркивает броский макияж и гладко уложенная короткая прическа с придающими особый шарм волнами. В 20-е гг. XX века эталоном красоты признаны первые актрисы немого кино и первые модельеры-женщины. Поэтому доминирующим стилей причесок в начале ХХ-го века был «стиль от Мэри Астор, Асты Нильсен, Теды Бара, Франчески Бертини, Коко Шанель и тд.» – хрупкие, утончённые леди с порочным взглядом и ангельским голосом, что выражало искусственно бледное лицо и черноволосое каре с прямой ниспадающей челкой.
30-е годы ознаменовались триумфом и становлением «стиля причесок от Греты Грабо и Марлен Дитрих», которые разработали неповторимый стиль причёски: кокетливо вьющийся от природы волосы, уложенные в каре под плеч без чёлки.
В 40-е годы в моду входит средняя длина волос и впервые с экрана заявляет о себе столь противоречивый стиль причесок «гламур» с филисофией дешёвой, легкодоступной роскоши.
За несколько лет до Второй Мировой Войны в моду вошёл «стиль причесок от Любови Орловой, Грейс Кели, Кэтрин Хэпберн»: аккуратно уложенные локоны длиной до плеч в форме волны, нетрунутые ветром. Элегантные причёски в таком стиле от королев экрана были настолько же недоступны женщинам на фронте, как и эти идеалы женской красоты для воевавших мужчин.
Возможно, поэтому после ограничений при первой возможности женщины всего мира в середине прошлого века стали ухаживать за своей внешностью. Главными примерами для подражания стали самые желанные девушка планеты – Мерилин Монро со скромной укладкой в виде каре и длинноволосая Бриджит Бардо, любившая также «конский хвост» (такая прическа потребовала массового производства шиньонов). В послевоенные годы в моду снова вошли обаятельные, несколько легкомысленные и порочные блондинки и «стиль причесок от Монро и Бардо».
Послевоенная эйфория сменила стиль причесок и отразилась на их высоте: лоб кокетливо покрывала волнообразная чёлка, гармонирующая с многоярусной укладкой. Единственным украшением женской причёски в таком стиле была сетка. Также актуальны тогда были начёсы.
Стиль причесок «белокурая бабетта» царствовал и в 60-е годы рок-н-ролла, который настолько раскрепостил женщину, что смело укоротил её длинные локоны до стрижки с небрежной укладкой. Поэтому неудивительно, что женскую причёску в стиле хиппи сменила стрижка «мальчик» в «стиле от Твигги» (топ-модель): короткие прямые волосы с выразительным прямым пробором, косой чёлкой и ярким акцентом на висках.
Кардинально сменил представления о грубой короткой женской стрижке «стиль причесок от Мирей Матье», а точнее – её бесподобный геометрически идеальный «паж».
Устав от короткостриженных эталонов красоты, Фабрика Грёз предложила женственный образ и новый стиль причесок: перманентная завивка на длинные волосы, которая лёгким движением расчёски превращается в огромный начёс. Начёс, требующий постоянной укладки и особого ухода, уже в 80-е годы креативные парикмахеры с прогрессивным музыкальным мышлением начали преобразовывать в симпатичный, эпатажный, креативный и весьма практичный эрокез – главную причёску в стиле «панк». К слову, разноцветные гребешки в стиле причесок «панк» фанаты этого направления в музыке, одежде, причёске и т.д. создавали с помощью столярного клея до появления лаков и гелей сильной фиксации.
Под занавес 2-го тысячелетия, который выводит не только на подиум, но и на политическую арену в бизнес-среду, эмансипированных, образованных и целеустремленных женщин, представительницы прекрасного пола выбирают деловой стиль причёски. А значит, в моду входит практичный конский хвост, изящная ракушка, стильная стрижка каре и т.п. – для работы, длинные прямые распущенные волосы – для досуга.
Встречали же независимые бизнес-леди 3-е тысячелетие праздничным фейерверком, огни которого раскрасили их волосы в радужные тона. Ведь, начиная с 2000 года и до сегодняшнего дня, популярно колорирование и мелирование. Причёска в там стиле только преобразит неповторимый образ, ведь в ней мастерски сочетались несколько современных стилей причесок.
Кстати, одним из главных трендов в стилях причесок в начале 21-го века стал интерес американизированных женщин с западным мышлением к культуре востока в целом и прическам восточного стиля в частности.
Культура каждой страны ближнего и дальнего Востока уникальна, поэтому отличается своеобразным стилем причесок, который безошибочно узнаваем.
Так, женские причёски в китайском стиле не приемлют чёлки, представляют собой гладко зачёсанные прямые длинные волосы, которые образуют форму либо одной туго сплетённой косы, либо жгута на затылке.
Женские причёски в японском стиле так же не знают локонов: длинные прямые тёмные волосы гейши укладывают валиком с использованием шпилек и гребня. А причёски в африканском (индейском) стиле невозможны без множества мелких косичек с вплетёнными разноцветными лентами.
Конечно, перечислять стили причесок каждого континента, страны можно очень долго, но главное, что в наши дни глобализация и взаимопроникновение культур позволяют создавать бесподобные причёски и удивительные стили женских причесок.
Итак, каждая эпоха формировала свои стили причесок, на что оказывала непосредственное влияние культура этноса, смело меняя эталоны женских причесок.
Однако до наших дней сохранились, совершенствуясь с течением времени, только лучшие стили причесок, которые обладают нераскрытым потенциалом. А значит, есть повод проявить свою фантазию в выборе собственного стиля причёски. Ведь патриарх моды Пьер Карден говорил: «Иметь свой стиль – это огромное мужество».
Поэтому, милые девушки, следуя заветам мастера, экспериментируйте над стилем причёски, проявляя мужество и сохраняя женственность…